воспитатель МБДОУ Боханский детский сад № 1
Рекомендации для родителейРазвитие познавательной активности дошкольников посредством развивающих игр Рекомендации для родителей. Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии и педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н. Поддьяков, так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. Многолетний опыт работы с дошкольниками позволяет сделать вывод о том, что, как правило, дети способны выполнять прямые инструкции педагога («поставь столько же», «найти такую же») и затрудняются в выполнении творческих заданий, где необходима гибкость мышления. Огромную возможность для развития ребенка дают развивающие игры. Для детей игра имеет особое значение. Ее принято называть спутником жизни. У дошкольников она составляет особое содержание жизни, выступает как ведущий вид деятельности, тесно переплетаясь с трудом и учением. Суть развивающих игр – не в передаче конкретных знаний, умений и навыков, а в развитии определенных психических процессов и способностей ребенка. Итак, какие же развивающие игры советуют педагоги? 1. Сюжетно-ролевые игры К ним относятся те самые игры «во врача», «дочки-матери» и тому подобные. Такие игры отражают действительность и позволяют детям копировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире. Ребенок же берет на себя какую-то роль какого-то взрослого, начинает действовать, отчасти копируя увиденное поведение, отчасти добавляя что-то свое. Такие игры развивают самостоятельность, являются первым опытом «взрослой жизни» малыша, они помогают познавать окружающий мир и, отталкиваясь от увиденного в реальности, под воздействием собственной фантазии, создавать новые модели поведения. У сюжетно-ролевых игр есть свои характерные особенности: - это форма активного отражения ребенком повседневной жизни взрослых людей; - эта игра предполагает комплексные действия, а не отдельные – одинаковые и периодически повторяющиеся (как письмо или чтение); - сюжет таких игр меняется с течением времени – то, во что играли дети 20 лет назад, и то, во что они играют сейчас – две большие разницы; - сюжетно-ролевая игра предполагает творческое отражение действительности ребенком; - такая игра способствует познанию малышом окружающего мира и развитию познавательных способностей и любознательности; - такая игра предполагает не пустое заучивание чего-то, а применение своих знаний не практике; - как правило, в такие игры можно играть только коллективно, поэтому эта деятельность способствует развитию коммуникативных навыков ребенка; - изначальный сценарий сюжетно-ролевой игры может измениться в процессе его реализации, что способствует развитию творческих способностей малыша и его способности ориентироваться и выбирать нестандартные пути решения. 2. Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов Такие игры помогают развивать у ребенка логические мышления, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике. Детский ребус – это, наверное, наиболее популярная форма загадок для маленьких детей, развивающая не только логическое мышление, но и творческую фантазию. Обычные детские загадки и кроссворды в игровой форме помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление. Кроме того, разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка. 3. Игры-соревнования Психологи считают, что именно в играх-соревнованиях у детей развивается стремление к успеху и возможности стать первым. 4. Конструкторская игра Такой вид игры больше подходит для детей старшего дошкольного возраста, когда моторика у них уже хорошо развита, и они уже могут что-то сконструировать. С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов, и у них развивается практические мышление. В результате конструирования у малыша развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности. 5. Игра-драматизация По сути, эта игра подразумевает заучивание малышом слов роли, точная передача чувств и эмоций героя. Она развивает нравственные черты малыша, учит его различать эмоции и уметь их передавать. Основой для сюжета такой игры может стать любое литературное произведение, конечно, не представляющее большой сложности для маленького ребенка. Что же значит игра для дошкольника? Значит она для него очень многое. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, именно с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Все эти качества, несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни. 9 февраля 2016 в 17:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.