воспитатель МБДОУ Боханский детский сад № 1

Приложение к проекту "Лук - полезный друг"

 Приложение1

ОД

« Лучок – наш витаминчик!».

 

  Подготовила воспитатель

 Тумурхонова О.В.

 

 

 

 Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука.

 

Задачи: 

Образовательная:  уточнить и закрепить знания о  пользе лука,  упражнять детей в технике посадки, закрепить представление детей о луке (основные части: корень, луковица, листья; луковица круглая, снаружи покрыта оранжево-золотистой чешуей (шелухой), внутри – белая, сочная, мясистая, горькая. Листья – длинные, тонкие, зеленые, гладкие, - называются перьями. Корешки – тонкие, нитевидные, белого цвета.), учить детей делать выводы о том, что нужно для роста растений.

Развивающая:развивать наблюдательность, активность, самостоятельную деятельность.

Воспитательная: воспитать заботливое, бережное отношение к своему здоровью, вызвать интерес и желание выращивать лук,

 

Предварительная работа:

Проведение дидактических игр: « Где растет?»

«Что лишнее?»

«Узнай на ощупь»  («чудесный мешочек»)

«Узнай на вкус»

«От какого овоща эта часть?» (разрезные картинки)

Чтение стихотворений, загадок, поговорок, сказок об овощах ( РНС «Репка», « Вершки и корешки»).

Рассматривание иллюстраций с изображением овощей, составление описательных рассказов.  (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).


Ход ОД: 

Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку и вы узнаете , а каком овоще пойдет речь.

В десять одёжек плотно одет:…

Часто приходит к нам на обед.

 

А кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Что это?

(Лук).

(Показывает корзинку с луком).

Воспитатель: Лук нужен, чтобы быть здоровым.

Лук богат витаминами.

Человек, который ест лук, реже болеет.

Как говорили в народе о луке?

(Лук – от семи недуг).

Воспитатель:  А какие еще вы знаете пословицы и поговорки о луке?

Лук да баня все поправят.

 

Горе луковое (т.е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа).

Лук от семи недуг.

Воспитатель: Какой формы луковица? Какого цвета?

(вызванный ребенок берет лук в руки, показывает

детям и отвечает).

 Молодцы, ребята!

Как же называется одежда у лука?

(чешуя).

Посмотрите и потрогайте, какая у лука чешуя снаружи?

(тонкая, гладкая).

Показывает детям разрезанную луковицу.

Какая луковица внутри? Какого цвета? Давайте узнаем, какая она на вкус? Хотите попробовать?

(дети берут кусочки лука и пробуют).

Дети, что это растет из луковицы?

(показывает листья - перья).

Какие они по величине? Какой формы? Какого цвета?

(листья у лука длинные, тонкие, гладкие, узкие,

зеленого цвета).

Что это за ниточки у луковицы?

(это корешки).

Кто ответит, какие они по цвету, величине?

(корешки у луковицы длинные, нитевидные, белого  цвета).


Сейчас мы будем  лук в землю и вырастут у нас витамины на подоконнике. Посмотрите, как это я буду делать.

 

Беру  лопаточку в правую руку. Опускаю её в ящичек  с землей; круговыми движениями делаю отверстие – лунку.  Обращаю внимание детей на то, что я делаю? (Лунку).

 

Беру луковицу  срезаем  верхнюю часть, чтобы быстрее проросли перья, корешками вниз и опускаю в лунку. Вокруг лука обжимаю пальчиками землю, вот так.

 

Предлагаю детям самостоятельно посадить лук.

(Педагог комментирует действия ребенка).

Дети, встали и подошли каждый к своему ящичку.

 Воспитатель  раздает лук.

Воспитатель: Дети, возьмите  лопаточку в правую руку и опустите в землю.

Круговыми движениями сделали лунки.  

Взяли луковицу в правую руку. Подняли, показали корешки – внизу. Аккуратно опускаем лук в лунку.

Обжимаем землю вокруг лука.

Берем стаканчик с водой и поливаем землю вокруг лука чуть-чуть (как 2 столовые ложки).

 Молодцы, теперь встали и произнесли слова волшебные:

Ты расти, расти, лучок

Будь не мал, а высок.

 

(Дети: мы поставим ящики на окошко, где много света. Будем поливать лучок, рыхлить почву, чтобы к корням лучше поступали воздух и вода).


 Воспитатель: Какие верные друзья всего живого на Земле, ребята?

(Земля, солнце, воздух и вода – наши верные друзья).

Мы будем ухаживать и наблюдать, как растет лук, а когда лук вырастет, мы срежем зеленые перья  сделаем салат или добавим в суп, и никакие болезни нам не будут страшны.  

 

 

 

 

Приложение 2

Опыты и эксперименты

 

Как будут расти наши растения?

 

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста растений.

Задачи: учить детей делать простые опыты с растениями.

Развивать понимание: лишение растения даже одного из условий не позволяет правильно и быстро ему расти.

Развивать наблюдательность детей, умение замечать изменения растущих луковиц, устанавливать причинно- следственные связи.

Учить детей делать зарисовки лука.

Материал: луковицы, стеклянные  прозрачные баночки, пластмассовые контейнеры, земля, вода, картонные трафареты, дневники наблюдений, карандаши.

 

Ход работы:

Воспитатель предлагает детям провести интересные опыты с луком, но сначала пригласить Чиполлино – он хорошо умеет выращивать лук на огороде, а вот опыты с ним он не умеет делать.

Воспитатель набирает номер игрушечного телефона.

Воспитатель. “Алло. Это сказка?  Позовите, пожалуйста, Чиполлино к телефону (пауза). Здравствуй, Чиполлино, приходи скорее к нам в гости, мы сейчас будем делать опыты с луком. Тебе ведь тоже интересно – ты такое никогда неделал?»

До прихода Чиполлино воспитатель выясняет  с детьми, какие необходимы условия для жизни  и роста всем растениям, уточняет, что надо делать, чтобы луковицы начали расти и у них появилась зелень.

Вбегает Чипполино.

Чипполино. Здравствуйте, я очень спешил и мне интересно, но непонятно, какие такие опыты можно делать с луком.

Воспитатель сажает Чиполлино.

Воспитатель. Нужно посадить в  разные баночки  луковицы, но условия для них создать разные.

Чипполино удивляется.

Чипполино. Зачем лук сажать в баночки, его всегда сажают только в землю.

Воспитатель объясняет.

Воспитатель. Банки прозрачные, через стекло все видно, что происходит с луком, как растут корни. 

Земля нужна только для некоторых.

В первой емкости у луковиц будут все необходимые условия: земля, влага, свет, тепло (дети засыпают  землю, садят луковицы, поливают, ставят на подоконник)

Воспитатель наклеивает кружочки  на банку.

Чипполино. Чиполлино, смотри, какие условия для роста у первых луковиц: вода обозначается белым цветом, тепло – красным, как огонь, свет- желтым, как солнышко и земля- коричневым.  Видишь, все необходимые условия, чтобы луковицы начали расти.

Воспитатель. Ребята, подскажите Чиполлино, какие надо наклеить, кружочки на эту емкость.

Ответы детей.

  Следующие луковицы ставим в  воду. Мы посмотрим, что будет с луковицами. когда имеются такие  условия.

Другие посадим в сухую землю и не поливаем.

Продолжаем дальше.

Ставим луковицы в следующие емкости в воду, на солнце.

И одну луковичку ставим в баночку без почвы, влаги, без света и тепла (в холод)

Вот это и есть опыты с луком.

Дети наклеивают кружочки и учат Чипполино.

Дети. Белый- вода, желтый- свет,  синий- холод.

 

Условия обозначаются кружочками: белым- вода, красным- тепло, черным- темнота.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам зарисовать в своих дневниках посадки лука – все емкости.

Дети зарисовывают.

Чипполино. А зачем такие опыты?

 

 Воспитатель. С их помощью дети узнают, что будет с луковицами.

 Для роста нужны все условия сразу или достаточно только некоторых?

Чипполино. Вот чудеса, я тоже хочу увидеть что будет. Я так никогда не растил лук в огороде.

Дети помогают поставить баночки в разные места.

Воспитатель. Чиполлино, мы приглашаем тебя,  прийти через неделю и рассмотреть луковицы, что с ними произойдет.

Дети. До свидания, Чипполино, приходи к нам.


Серия опытов и экспериментов:

Для фиксирования опытов и экспериментов вместе с детьми вели дневники наблюдений:

 

«Луковка»

Цель: Уточнить представления о луковице (гладкая, круглая, овальная, жёлтая) Выяснить есть ли у луковицы корневая система. Как она выглядит. Для чего она нужна луковице.

 

«Лук и земля» Цель: Закреплять представление о луке, особенностях внешнего строения, учить находить "донце" с корнями и верхушку. Выяснить каким образом сажать лук в латок с землёй. Учить правильно сажать лук (сделать лунку, посадить луковицу корешками вниз, прижать плотно землю, полить) .

 

«Свет и темнота»

Цель: Формировать представление об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).

 

«Вкус и луковые слёзы

Цель : Определить вкус лука (горький, сладкий, солёный) .

 

«Сидит дед во сто шуб одет»

Цель: Выяснить сколько «шуб одето на луковице. Что происходит, когда его «раздевают»

 

«Два брата лучок и чесночок» Цель: Сравнить чем похожи и чем отличаются лук и чеснок (форма, вкус, цвет) .

Исследование проходили в групповом помещении.

 

 

 

 

 

 

 

 

5 февраля 2016 в 05:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.