воспитатель МБДОУ Боханский детский сад № 1

Образовательная программа

 44b771f8ece2fae26757f3330dade4f0.jpg

 

 

 

Содержание:

 

1. Пояснительная записка

 

2. Содержание программы

 

3. Тематический план

 

4. Ожидаемый результат

 

5.  Диагностика

 

6. Список средств обучения

 

7. Список литературы

 


Пояснительная записка

 

Проблемы гражданского воспитания становятся все более актуальными в современном российском обществе. В наше время все большее внимание уделяется воспитанию гражданина, который направлял бы свои знания, умения и навыки на созидание всего, что его окружает, как в своем Отечестве, так и за его пределами.

  Одним из важных начал воспитания гражданина представляется воспитание человека-труженика, основное качество которого - трудолюбие. Осознание труда как условие развития человека лежит в основе осознания себя как гражданина Отечества. Одной из основных форм работы по формированию этих качеств является ознакомление детей с трудом взрослых.  «Буду трудиться, чтобы всем пригодиться!»

         Важным аспектом в воспитании гражданственности у дошкольников - осознание гражданских прав и обязанностей, готовность ребенка действовать позитивно по отношению к окружающим людям, способность понять свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу Родине и народу. В связи с этим очень важно дать детям представление, для чего трудятся люди. Наши наблюдения показали, что большинство детей не осознают значимости трудовой деятельности. Поэтому необходимо особо подчеркнуть роль ознакомления и с сельскохозяйственной направленностью труда, его социальной значимостью.

        Знакомить с сельскохозяйственными  профессиями  родного края,  об условиях, в которых приходится трудиться людям.

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые. Причины появления новых профессий - высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий.  В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с сельскохозяйственными  профессиями.                        Ребенка, бесспорно, привлекает мир взрослых людей. Дошкольник еще неосознанно видит во взрослом человеке перспективу собственного развития, как личностных качеств, так и деловых. Поэтому очень важно, чтобы образцом для подражания были близкие, реальные взрослые, со своими привлекательными, лучшими чертами, необходимыми умелому человеку, на которые ребенок может ориентироваться, определяя и выбирая свои моральные представления, формируя понимание важности труда, как для самого человека, так и для окружающих.  

    На примере  ознакомления с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду,людям труда. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
Программа разработана в соответствии с основной образовательной

программой ДОУ и на основе пособия О.А.Соломенниковой  «Экологическое воспитание»,  рассчитана на 1год обучения для детей 1 средней группы  (4-5лет), (сентябрь- май) 36 часов.

 

 НОД проводится 1 раз в неделю,  в первой половине дня. Дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, подвижные игры, беседы- в режимных моментах в первом и во втором отрезках дня.

Продолжительность-20 минут, количество детей- 25.

Форма обучения- групповая.

 

Новизна:

 - у дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых;

 - не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий в сельском хозяйстве;

- нет методической литературы, пособий, разработок для ознакомления дошкольников с сельским хозяйством

 

 Цель программы:Знакомство с ведущими и  важными профессиями в сельской местности, сельскохозяйственным трудом.

Задачи:Расширять и закреплять знания детей о сельскохозяйственных  профессиях(комбайнер, фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, животновод, овощевод);помочь понять детям о важности, необходимости каждой профессии в сельском хозяйстве.

Развивать  у дошкольников интерес к профессиям родных и близких людей.  Сформировать новое мышление дошкольника на основе развития кругозора, открытия в ребенке возможности раннего профессионального самоопределения и концентрации его интересов и склонностей.

Воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд, воспитывать интерес к этим профессиям. Присваивать чувство любви к деревне, ее красоте, простоте, неразделимой связи с природой.

Развивать связную речь, формировать грамматический строй речи.

  Активное включение родителей в воспитательно-образовательную деятельность.

 

Содержание программы

 

Образовательная деятельность направлена на общее развитие дошкольников, на приобретение знаний о сельскохозяйственных профессиях.

Работа ведется определенными периодами- циклами.  В течении месяца педагог знакомит с детьми материал одного из разделов.

Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая- повторению пройденного материала с некоторыми дополнениями. Третья, четвертая окончательному закреплению пройденного материала. Такой метод помогает детям осмысленно и более последовательно изучать материал. Месяц декабрь рассчитан на изучение двух тем (ознакомление с профессиями: тракторист, комбайнер) на которые отведено по две недели. Кроме основных разделов образовательная деятельность включает в себя различные упражнения: сюжетно-ролевые игры ,подвижные игры, дидактические игры, чтение художественной литературы, загадки, пословицы, поговорки, опытно –экспериментальную деятельность.

1.Тема: «Фермер» -систематизировать представления детей о домашних животных; формировать представления о сельскохозяйственных профессиях, познакомить с профессией фермера, оборудованием, необходимым для его работы; расширять словарный запас детей.
Материал: презентация «Скотный двор»; мультимедийное оборудование;
Введенасловарная работа: ферма, фермер, скотный двор, ухаживать.Предшествующая работа: наблюдение за домашними животными в естественных условиях; рассматривание иллюстраций; чтение художественных произведений; беседы о повадках и поведении домашних птиц.

2.Тема: «Агроном»-расширять кругозор детей, знаниями  о профессиях работников сельского хозяйства (агроном, доярка, ветврач); формировать знания о процессе создания хлеба;формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим. Введена словарная работа: агроном, плуг, борона, удобрение. Предварительная работа: чтение литературы о труде агронома, колхозника, рассматривание иллюстраций в художественной литературе, беседы о прочитанном.

3.Тема: «Хлебороб» -расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией хлебороба, уточнить знания детей о сельхозтехнике, подвести к пониманию, что ручной труд менее производителен, чем труд с использованием машин.

Обратить внимание детей на результаты труда хлеборобов, его значение для всех граждан нашей страны.

Ввести в активный словарь детей слова: агроном, сеялка, комбайн, элеватор.

Воспитывать уважение к людям труда.

4.Тема: «Комбайнер» -Познакомить детей с профессией комбайнер, с зерноуборочной машиной( из каких частей состоит), объяснить важность и пользу труда комбайнера в сельском хозяйстве, вызвать интерес к профессиям на селе.

 «Тракторист»-  познакомить с профессией тракторист, вызвать интерес к данной профессии, объяснив, как полезен и важен труд тракториста, воспитывать желание помогать взрослым.

5.Тема: «Животновод» - продолжать знакомить детей с профессией, «Агроном»; познакомить с профессией  «Животновод»;  расширять и углублять знания об их обязанностях, занятиях; вызвать интерес к труду животноводов, показав, как он интересен, полезен и почётен; воспитывать желание быть помощником взрослых. Введена  предварительная работа:   чтение рассказов,  просмотр иллюстраций и фотоснимков с домашними животными.

 6.Тема: «Оператор машинного доения»- познакомить детей с трудом доярки (оператор машинного доения), пастух,уточнить и закрепить знания детей о  домашних  животных села,  их назначении и пользе для человека, формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и в жизн,  вызвать интерес к профессиям на селе. 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с домашними животными, отгадывание загадок о домашних животных

 7.Тема: «Ветеринар»- формировать у детей представления о труде врача для животных (ветеринара),  вызвать интерес к профессии расширять кругозор детей, развивать внимание,  активизировать словарь, учить детей отображать в игре знания об окружающем, показать детям значение ветеринарной медицины для домашних питомцев.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, беседы. Оборудование: мультимедийная установка, презентация – слайд шоу на тему « Профессия ветеринар»

  8.Тема: «Овощевод»- знакомство с профессией овощевод, формировать знания о трудовых обязанностях овощевода, показать последовательность его работы, развивать уважение к людям труда.

9.Тема «Все работы хороши» - обобщить знания детей о труде в сельском хозяйстве,закрепить знания о профессиях: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер, животновод, овощевод. Показ презентации слайд- шоу «Труженик села в почете»

Воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд, воспитывать интерес к этим профессиям. Присваивать чувство любви к деревне, ее красоте, простоте, неразделимой связи с природой.

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с сельскохозяйственными профессиями

Месяц

Тема

Содержание работы

Кол-во

Сентябрь

Фермер

«Знакомство с профессией фермера».

Беседы

Наблюдения за домашними животными в естественных условиях

Чтение художественных произведений:

стихотворение «Фермер» Е.Кнушевицкая

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»

Лепка: «Кто из домашних животных живёт на ферме».

Рассматривание картин из серии «Кем быть?»

Д/ игры: «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Собери картинку», «Какие бывают профессии?».

П/ игры: «Помощники», «Собери урожай».

С/р игра «Фермеры».

 

4 часа

Октябрь

Агроном

«Знакомство с профессией агронома».

Беседы: «Чем важна профессия агронома», «Из чего делают белый хлеб, а из чего черный»

Рассматривание репродукций картины И. Шишкин «Рожь»

Опытно- экспериментальная деятельность: «Тепло и холод. Влияние температуры на поднятие теста»

Д/игры: «Назови профессию»

«Что сначала, что потом»

«Кому что нужно»

С/р игра «Магазин: Хлебобулочные изделия»

 

4 часа

Ноябрь

Хлебороб

« Знакомство с трудом хлебороба»

Беседы: «Берегите хлеб»; «Откуда к нам хлеб пришёл»;  «Что у нас на столе бывает ежедневно»

Игровая деятельность: Сюжетно-ролевые игры: «Булочная», «Семья»

Д/игры: «Разрезные картинки», «Что нужно для работы хлебороба»

Рассматривание картин, иллюстраций , создание альбомов  с изображением людей, занятых различным  с/х трудомСоставление рассказов – по иллюстрации «Как выращивают хлеб», из опыта «Как мы покупаем хлеб»;

Лепка (соленое тесто) – «Я пеку, пеку, пеку…»;

 Конструирование – «Дом для зерна».

 

4 часа

Декабрь

Комбайнер

«Знакомство с профессией комбайнер» Рассказ воспитателя 

Чтение произведения «Комбайнер»

 «Чудо- машины» рассказывание по серии  иллюстраций (сельскохозяйственные машины)

Д/игра «Какие машины помогают выращивать хлеб», игра с мячом: «Скажи какой», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Разложи блинчики»

Аппликация: Сельхозтехника»

 

2 часа

 

Тракторист

 «Знакомство с трудом тракториста»Рассказ воспитателя

 Наблюдение за работой тракториста

 Беседы: «Зачем нужны трактористы», «Что можно перевозить»,  и т.д.;

 С/р игра «Трактористы»

Д/ игра  «Назови детали»,

 Рисование «За рулем», «Разноцветные колесики»,

Чтение художественной литературы, загадыва­ние загадок, рассматривание иллюстраций и альбомов по сельхоз. профессиям.

2 часа

Январь

Животновод

«Знакомство с профессией животновод»

Беседа: «Какие животные живут на ферме»

Чтение художественной литературы

Загадки о животных

Д/игры: «На животноводческой ферме», «Помоги малышу»

 

4 часа

Февраль

Оператор машинного доения

 

 «Труд доярки»

Беседа о труде доярки

Чтение произведений: Л.Воронкова «Кружка молока», Н.Полякова «А коровы- то все разные», «Коровье меню»

Словесная игра «Кто где живет»

С/р игра «Ферма»

Лепка «На ферме»

 

4 часа

Март

Ветеринар

«Знакомство с профессией ветеринар».

Беседы: «Если котенок заболел», «Полечим больную собачку», «Кто такой ветеринар». «Как стать ветеринаром»

Сюжетно- ролевая игра «В ветлечебнице»; Дидактические игры: «Зачем людям нужны ветеринары». «Какие нужны инструменты», «Ферма». «В зоопарке»

Рисование «Мишка заболел»

Чтение художественной литературы, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, альбомов, инструментов, изготовление макетов

4 часа

Апрель

Овощевод

«Знакомство с профессией овощевод».Показ презентации

Беседы: «Наш урожай»

Чтение художественной литературы: «Запасы овощей» В.Бианки, «Хозяйка с базара пришла» Ю.Тувин

Загадки об овощах

Д/игры: «Вершки и корешки», «Что где растет?», «Чудесный сундучок», «Подбери цвет»

Драматизация русской народной сказки «Репка»

Аппликация «Помидоры»

П/игры: «Огуречик», «Кто быстрее соберет урожай», «Хороводная- огородная»

С/р игры: «Семья», «Овощной магазин»

4 часа

Май

«Все работы хороши»

Закрепление, обобщение материала

«Человек красен трудом. Труд в селе»

показ презентации «Труженик села в почете»

Беседы: «Кто такой фермер? Агроном? Хлебороб? …и др»

Рисование «Сельскохозяйственный труд»(Выставка рисунков. Совместная работа с родителями)

4 часа

 

 

Ожидаемый результат

Приобретение знаний и представлений детей о некоторых профессиях  в сельском хозяйстве;

Формировать знания о важности и необходимости каждой профессии.

Воспитать желание задуматься о выборе будущей профессии;

 

Деятельность родителей

Беседы с детьми, рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в создании коллекций фотографий, альбомов.

 

Диагностика

· Положительно относится к труду взрослых

· Принимает участие в посильном труде, умеет преодолевать небольшие трудности

· Уважительно относится к людям труда в сельском хозяйстве

· Оказывает помощь взрослым, бережно относится к результатам их труда

· Имеет интерес к жизни и труду взрослых

· Имеет представления о сельскохозяйственных профессиях, о трудовых действиях и результатах труда.

 

 

 

Список средств обучения

ТСО:

Мультимедийное оборудование

Компьютер

 

Демонсрационный материал:

Картины из серии «Кем быть», «Профессии»

Картинки, иллюстрации «Труд взрослых»

Серии иллюстраций «Сельскохозяйственные машины»

Репродукция картины И.Шишкин «Рожь»

Картины с изображением злаковых культур

 

Игрушки, макеты: «Сельскохозяйственная техника»

Макеты: «Деревня», «Ферма», «Скотный двор»

Муляжи  овощей, хлебобулочных изделий

 

Материал для трудовой деятельности:

Лопаты, грабли, метлы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1.Программа ООП ДО, программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

2.Методические пособия: О.М. Соломенникова «Экологическое воспитание» Мозайка-Синтез Москва 2010, О.В.Дыбина «Ознакомление с окружающим миром» Мозайка-Синтез Москва 2010, Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность» Мозайка-Синтез Москва 2010

3. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В. Краснощекова. Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007

4. Голицина Н.С. «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью». – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

5. Данилина, Т.А. Лагода Т.С., М.Б. Зуйкова Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2011

6. Ешкович Л.А. «Сюжетно-ролевая игра»: Методическое пособие.- М.: Мозаика- Синтез, 2009.

7. Кондрыкинской. Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ ) М.: ТЦ «Сфера», 2010.

8. Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях»

9. Я.Аким, С. Погореловский; «Дидактические игры в детском саду» автор А.И.Сорокина; 4 времени года, составитель С.Е.Шамаева; «Родной край» авторы Р.И.Жуковская, Н.Ф. Виноградова, а также русские – народные пословицы и поговорки.

10.И.Виноградова « Как самолёт в поле работает» из книги «Родной край» под ред. Козловой С.А., Н.Забила « На колхозном поле».

11.Л. Воронковой «Кружка молока», Н. Полякова «А коровы-то все разные», «Детский сад для телят», «Коровье меню», «Где же ваши коровы!»
12.К.И. Чуковский « Доктор Айболит», Э.Успенский «Играли в больницу», Н.Носов «Дружок»,

 13.Шорыгина Т.А. «Беседы о профессиях»

 

 

Тема: «Знакомство с профессией фермера»

Цель: систематизировать представления детей о домашних животных;

Задачи: формировать представления о сельскохозяйственных профессиях, познакомить с профессией фермера, оборудованием, необходимым для его работы; расширять словарный запас детей, учить высказывать свое мнение; воспитывать чувство ответственности за прирученных животных;
Материалы: презентация «Скотный двор»; мультимедийное оборудование; карточки-схемы с изображением различных предметов; картон, бумага, ножницы, клей, кисти, степлер, бросовый материал, салфетки.
Словарная работа: ферма, фермер, скотный двор, ухаживать.
Предшествующая работа: наблюдение за домашними животными в естественных условиях; рассматривание иллюстраций; чтение художественных произведений; беседы о повадках и поведении домашних птиц.
Ход
Воспитатель показывает детям презентацию на мультимедиа «Скотный двор».
Ребята, как вы думаете, какие это животные? Почему вы так решили?
- Эти животные живут рядом с человеком, он ухаживает за ними, кормит, строит жилище.
- Дети, послушайте внимательно загадки и скажите, какие животные живут на скотном дворе.
Заворчал живой замок, лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (собака)
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка. ( Кошка)
Голодна – мычит, сыта – жует,
Малым ребяткам молочка дает. ( Корова)
Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает. ( Овца)
С бородой, а не мужик,
С рогами, а не бык. ( Коза)
Пятак есть, А ничего не купит. ( Свинья)
- Ребята, для чего человеку нужны домашние животные? Какую пользу они ему приносят? Как человек за ними ухаживает? (Ответы детей)
-Для того чтобы домашние животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать. Человек их моет, чистит, убирает за ними, кормит их и заготавливает корм на зиму
- сено (накошенную летом и хорошо высушенную траву), зерновой корм, минеральные и витаминные добавки. Ребята, а как вы думаете, зимой и летом домашних животных кормят одинаково?
-Летом они пасутся на лугу, а зимой их кормят заготовленным кормом.
-Дети, назовите профессии людей, ухаживающими за домашними животными?
-Фермер, скотовод, доярка, телятница, пастух, птичница, свинарка.
- Правильно, эти профессии называются сельскохозяйственными. Профессии фермера обучают в аграрном колледже.
-Как вы считаете, о чем должен побеспокоиться фермер? -Фермер строит для домашних животных жилище.
-Ребята, помогите расселить скот.
Словесная игра: «Кто где живет?»
-корова – в коровнике; - теленок - в телятнике;- лошадь - в конюшне; - свинья - в хлеву; - кролик - в крольчатнике; - коза - в козлятнике; - овца - в овчарне и т. д.
Дидактическая игра « Кто, чем питается?»
Воспитатель показывает детям картинку с изображением домашнего животного, а они называют, чем его должен кормить фермер.
Дидактическая игра «Кто в хозяйстве живет, что фермеру дает?»
Игра с использованием приема взаимозависимости: -корова дает фермеру молоко - молоко также дают коза, лошадь, верблюд; -охраняет дом замок и … (собака); -шерсть дают козы и … (овцы, верблюды); -мясо дают свиньи и … (коровы, овцы) и т.д. -Для того чтобы заботиться о домашних животных, фермеру необходимы орудия труда. Перед вами лежат карточки, на которых изображены различные предметы. Помогите фермеру выбрать необходимые для работы инструменты.
Дидактическая игра «Фермеры».
Дети подбирают карточки, обосновывают свой выбор (молоток, пила и гвозди - для постройки жилища; метла и совковая лопата – для уборки; кормушка и поилка – для кормления и т.д.) -Ребята, а как вы считаете, нужен ли труд фермера? Почему? Что станет с домашними животными без ухода человека? Какими они станут? Ответы детей. -Дети, а вы хотели бы стать фермерами? Я могу осуществить вашу мечту. У нас есть различный материал, из которого мы вместе с вами изготовим скотный двор. Давайте приготовим все для работы. Из чего мы сделаем загон (сарай, машину, пастбище и т.д.)? Дети подбирают необходимый материал для работы. Конструируют из бросового материала, бумаги и картона макет, расселяют игрушки домашних животных, обыгрывают. Сюжетно – ролевая игра «Фермер»

 

Тема: «Знакомство с профессией агронома»

 

Цель:расширять кругозор детей, знаниями  о профессиях работников сельского хозяйства (агроном, доярка, ветврач);

Задачи: формировать знания о процессе создания хлеба; 

формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим.

Оборудование и демонстрационный материал: дидактический материал из пособия «Профессии» (агроном), набор игрушек, машины.

Предварительная работа: чтение литературы о труде агронома, колхозника, рассматривание иллюстраций в художественной литературе, беседы о прочитанном.

Словарная работа: агроном, плуг, борона, удобрение.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, без чего человек не может прожить? (без воздуха, пищи, воды).

Воспитатель: Некоторые продукты питания люди добывают в лесу или в море. Но уже в незапамятные времена люди не просто охотились на животных и собирали полезные растения, а научились специально разводить некоторые из них. Называется такое занятие – сельским хозяйством. Работникам сельского хозяйства нужно много знать о растениях и животных, уметь правильно их выращивать и ухаживать за ними. Главное, что нужно, чтобы работать на земле – это любить землю и всё, что на ней растёт. Ну и, конечно, нетрудно догадаться, что в наши дни работникам сельского хозяйства помогают машины. Тракторы, сеялки, комбайны, поливочные машины. Поэтому без инженеров в сельском хозяйстве не обойтись, так же как и без учёных.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с одной из  главных профессий на селе – агрономом. Агроном создаёт условия для жизни растений, регулирует водный, светотепловой и питательный режимы. Он регулирует поступление воды в почву в связи с периодом развития растений следит за сроками проведения работ (в зависимости от вида культур.). Он также проводит расчёты потребности в  удобрениях на основе химических анализов почвы, планирует их приобретения для хозяйства, определяет дозы и сроки, способы внесения удобрения в почву.

Воспитатель: Под руководством агронома ведётся размножение новых сортов, определяется всхожесть и другие посевные качества семян, ведётся подготовка их к посеву (очистка, обеззараживание, сортировка). Им определяются способы и глубины посевов, норма высева семян. Он осуществляет контроль за качеством всех посевных работ. Агроном определяет сроки и очерёдность уборки урожая. В период хранения ведёт наблюдение за состоянием зерна, регулирует температурный режим. Во время проведения всех видов работ. Агроному приходиться рекомендовать применение тех или иных орудий, сельскохозяйственных машин, тракторов, комбайнов. Поэтому агроном должен знать всю основную  сельскохозяйственную технику. Он занимается изучением различных болезней и вредителей сельскохозяйственных культур, внедрением новых способов борьбы с ними.

Воспитатель: Не простое это дело – хороший урожай получить. О нём надо думать уже зимой: снег на полях задерживать, семена к посеву заранее подготовить. Весной агроном ходит в поле каждый день, проверяет почву. Хорошо ли прогрелась земля? Не пересохла ли? Время для сева нужно очень точно выбрать. Не даром в народе говорят, что весенний день целый год кормит!

И летом у агронома много забот. Во время нужно организовать борьбу с сорняками. Управившись с сорняками, следи, когда урожай поспеет.  Поспел урожай, - агроном вызывает машины для его уборки.

(Показать иллюстрации, какие машины).

Убрали урожай, опустели поля. И снова у агронома забота – готовиться к следующей весне.

 

 

Руки человека

Яков Дягутите


Склонила тяжёлую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню,

Как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зёрна,

А нынче они урожай уберут.

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом,

От стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!

А если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду

И колосом стану,

И к людям приду».


Воспитатель: После того, как убрали урожай, его нужно переработать! Вы, наверное, помогали дома запасать на зиму овощи и фрукты. Знаете что такое варенье. Знаете, что такое соленья и маринады. Но всё равно дома не приготовишь столько полезных вещей из продуктов сельского хозяйства. Для этого есть много заводов и фабрик, где трудятся рабочие и инженеры. Делают сахар, муку, сгущённое молоко, сыр. И еще много всяких вкусных и полезных вещей из продуктов сельского хозяйства.

Воспитатель: Скажите ребята, с какой профессией вы сегодня познакомились? (агроном).

Воспитатель: В чём заключается работа агронома? (отбирать сильные зерна, решать, когда их сеять, когда собирать урожай, готовить поля для посевов)

Воспитатель: Почему так важен его труд? (чтобы был богатый урожай, чтобы у людей были продукты).

Воспитатель:  Что для вас было самым интересным? (ответы детей)

 

 


Тема:  «Знакомство с трудом хлебороба».

Цель: Расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией хлебороба.

Задачи:  уточнить знания детей о сельхозтехнике, подвести к пониманию, что ручной труд менее производителен, чем труд с использованием машин.

Обратить внимание детей на результаты труда хлеборобов, его значение для всех граждан нашей страны.

Ввести в активный словарь детей слова: агроном, сеялка, комбайн, элеватор.

Воспитывать уважение к людям труда.

Методы и приёмы: объяснения, использование художественного слова, вопросы, показ, рассматривание, использование наглядного материала, игра.

Материал для занятия: картинки из серии « Труд взрослых», предметные картинки с изображением сельхозтехники, колоски ржи и пшеницы.

 

Ход занятия .

Сегодня мы с вами поговорим о том, как попадает к нам на стол хлеб. Может быть кто-нибудь знает, как? (ответы детей).

"Едет конь стальной, сзади плуг волочит". Правильно, это трактор.

 Когда растает снег, на поля выходят трактора. Покажите трактор.

Землю вспахивают, потом боронят. Чем вспахивают землю? (плугом). Предлагаю детям показать плуг.

Чем же боронят землю? ( бороной). Кто – нибудь из детей показывает борону.

Боронят для того, чтобы размельчить большие комья земли. Меленьким росткам тогда будет легче пробиться сквозь землю. Что делают потом? (потом сеют семена). Какие семена засевают? (пшеницы и ржи).

 Посмотрите, это колоски ржи, а это – пшеница.( дети подходят и рассматривают колоски). Прежде чем засеять поле, землю должен проверить агроном. Агроном, как и все, кто работает в поле, отвечает за хороший урожай. (показ). Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли её солнышко. Агроном проверяет и семена на всхожесть. Семена быстро прорастут, если земля будет влажной и тёплой. Есть такая поговорка « Как в мае дождь, так и будет рожь».

Семена сеют особыми машинами. Кто знает, как они называются. Называются они сеялки. (показ сеялки). Быстро прорастают семена, тянутся зелёными стебельками к солнышку. Чтение отрывка из рассказа И. Винокурова « Как самолёт в поле работает». Пшеница, рожь начинает колоситься, цвести, и, наконец, созревает.

 «За околицей столичной,

рощей и рекой,

поднимается пшеничный,

ярко-бронзовый прибой», правильно, это пшеничное поле.

 Когда поспевает рожь или пшеница, у хлеборобов начинается жатва, т.е. – уборка урожая. Чтение стихотворения Н. Забила «На колхозных полях».

А теперь ещё загадка:

он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт.

Правильно, это комбайн.

 Кто может найти и показать комбайн? Правильно. Такой машиной убирают хлеб. А раньше хлеб убирали вручную, жали серпом (показ картины). Как вы думаете, чем легче убирать огромное хлебное поле? Конечно, комбайном. После зерно отвозят на элеватор. Его увозят грузовые машины. Машина едет следом за комбайном и очищенное зерно сыпется прямо в кузов. (показ). Очень большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол, хлеборобы трудятся день и ночь, чтобы у нас всегда был свежий душистый хлеб. За добросовестный труд хлеборобов награждают орденами. Все очень бережно относятся к хлебу.

 

Физминутка.

 Дидактическая игра « Какие машины помогают выращивать хлеб».

Цель: помочь детям запомнить названия и назначение сельхозмашин.

Материал: картинки с изображением различных машин.

Ход игры: на доске расположены сельхозмашины. Ребёнок по желанию выбирает картинку и объясняет свой выбор. Например: это трактор, трактор – сельхозмашина, на тракторе пашут, боронят и т.д.

 

 

Тема: «Профессия комбайнер»  Рассказ воспитателя

 

Цель: Познакомить детей с профессией комбайнер

Задачи: Познакомить с зерноуборочной машиной( из каких частей состоит), объяснить важность и пользу труда комбайнера в сельском хозяйстве, вызвать интерес к профессиям на селе.

Загадка:

За лесом усатое море лежит,

Волна за волною по морю бежит,

Пройдёт по волнам великан - пароход,

И каждую каплю с собой заберёт.

(комбайн)

Комбайн – это сложная зерноуборочная машина(показ иллюстрации), работающая исключительно на уборке хлебов. Комбайн косит хлеб, обмолачивает его, ссыпает зерно сначала в особый бункер, а затем в подъезжавшую автомашину(показ иллюстрайии), собирает солому в копны и расставляет эти копны по полю. Самоходный комбайн не напрасно называют «кораблём полей». Наверху расположена площадка управления агрегатом. Она и придаёт комбайну сходство с кораблём – ни дать ни взять капитанский мостик. Площадка расположена так отнюдь не для романтического вида машины. Комбайнёру нужно хорошо видеть посевы, которые он убирает. Чем они гуще, тем осторожнее ведёт он комбайн.

Обслуживают комбайн два человека – комбайнёр и его помощник(показ иллюстрации). Помощник сидит рядом с комбайнёром и работает только тогда, когда потребуется его помощь – что-нибудь смазать, очистить машину от половы, забивающейся повсюду, или подменить комбайнёра на несколько минут. Особенно нужна его помощь тогда, когда случится что-либо непредвиденное, например, соскочит с шестерён  роликовая цепь и нужно срочно ликвидировать аварию. Ведь каждая остановка машины обходится хозяйству очень дорого.

Во время уборки комбайнёры становятся настоящими героями села. В их руках судьба урожая. Во время уборочной страды рабочий день комбайнёра длится 15 – 17 часов.

За последние десятилетия семья комбайнов значительно выросла. Есть комбайны, убирающие кукурузу и немедленно перемалывающие её в зелёную массу. Эту массу можно сразу использовать как высококалорийный корм для скота или закладывать на хранение  в силосные ямы. Есть комбайны, убирающие подсолнух, картофель, хлопок. Конструкторы создали комбайны для уборки чайного листа, свёклы, даже помидоров.

Словом, комбайн решает одну из самых важных и самых трудных сельскохозяйственных проблем – проблему уборки урожая. Без комбайнов на уборке всегда не хватало бы рабочих рук.

Тема: «Профессия тракторист» Рассказ воспитателя

Цель: Познакомить с профессией тракторист

Задачи: Вызвать интерес к данной профессии, объяснив, как полезен и важен труд тракториста, воспитывать желание помогать взрослым.

Загадка:

На водопой не хожу, овса не прошу.

Коли хочешь – попашу, коли хочешь – помолчу.

( трактор)

 Все без исключения профессии сельских работников важны и почётны. Пожалуй, нет ни одной такой, о которой можно было бы отозваться как о второстепенной. Но одной из самых важных называют профессию тракториста(Показ иллюстраций). Трактор участвует почти во всех сельскохозяйственных работах. Во время весенней распутицы, зимою, когда дороги заносят глубокие снега, трактор иной раз остаётся единственным транспортным средством. Его «впрягают» в специальные тракторные сани или тележку, похожую на автоприцеп, и трактор перевозит грузы, доставляет врача к больному, выручает застрявшие во время бездорожья автомашины. Круглый год для трактора и его тракториста находится работа.

Весной и осенью трактор – пахарь. Он впрягается в плуг и ведёт вспашку для посева.

После окончания пахоты тракторист принимается за боронование полей. Работа сравнительно несложная, но крайне важная для получения высокого урожая. Боронование способствует правильному задержанию влаги в почве, размельчает крупные комки, «заставляет» работать каждый комочек земли.

А потом трактор «впрягается» в многорядные сеялки. Сыплется в борозды отборное семенное зерно, присыпается удобрением. И через несколько дней поле покрывается зелёным шелком всходов.

Участвует трактор и в прополке посевов. Иначе пропадёт весь труд – сорняки задушат молодые, слабые ещё всходы, отберут у них и влагу, и свет, и питательные вещества. Такая механизированная прополка называется культивацией.

Нелёгкая эта работа и очень ответственная. Требует она особой добросовестности, особенного внимания. Чуть – чуть зазевался тракторист, чуточку вильнул трактор в сторону – и пропало дело. Ножи культиватора пойдут не по сорнякам, а по посевам. И тогда уже ничем дело не поправишь. Простоит земля впустую, и погибнет вложенный в неё труд.

Не обходится без тракториста и молочнотоварная ферма.(Показ иллюстраций) Подвозка кормов на тракторных тележках, различные другие транспортные работы – всюду нужен тракторист, повсюду он незаменимый человек. А заготовка сена ?! Вручную уже редко где косят – долго, дорого и невыгодно. А механизированную косилку передвигает по лугу опять – таки трактор.(Показ иллюстраций).  Вот таков он- труд тракториста, ответственный и важный. 

Тема: «Знакомство с профессией животновод»

 

Цель: продолжать знакомить детей с профессией  «Ветеринарный врач», «Агроном»; познакомить с профессией  «Животновод»;

Задачи:  расширять и углублять знания об их обязанностях, занятиях; вызвать интерес к труду животноводов, показав, как он интересен, полезен и почётен; воспитывать желание быть помощником взрослых.
Предварительная работа:
•  чтение рассказов Л. Воронковой «Кружка молока», Н. Полякова «А коровы-то все разные», «Детский сад для телят», «Коровье меню», «Где же ваши коровы!»;
•  просмотр иллюстраций и фотоснимков с домашними животными; фермы
•  игры детей: сюжетно-ролевая игра «Ферма»,
•  дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».

Ход занятия

Воспитатель (В). Дорогие дети, мы с вами уже видели иллюстрации и фото,  и  знаем, что такое ферма. Что интересного и нового вы  увидели и узнали? (Рассказы и ответы детей.) А сегодня мы с вами познакомимся с людьми других профессий, которые тоже трудятся на фермах и заботятся о животных, чтобы они были здоровые и давали больше молока. Ведь чем больше надоят молока наши операторы, тем богаче будет  хозяйство. Скажите, кто же главный хозяин на ферме? (Ответы детей.)
В. В каждой ферме свой хозяин, который отвечает за порядок, её успешную работу, за животных. 
Животновод заботится о том, чтобы животные давали больше молока, мяса, чтобы животные были здоровы, содержались в чистоте, чтобы для них всегда было вдоволь питательного корма.
В. А ещё на ферме есть человек, которого вы, наверное, все знаете — это — врач, который лечит коров, свиней и других животных. А называется эта профессия «Ветеринарный врач». Если корова, лошадь или телёнок заболели, их лечат, как людей: делают уколы, дают таблетки, порошки и даже ставят капельницы. Чтобы животные на фермах не болели, им всем делают прививки, берут кровь на анализы, чтобы определить болезнь. Им также дают витамины, чтобы росли большими и здоровыми.
Чтобы коровы не бодались, им подпиливают рога, а лошадям, чтобы не поранили ноги и не трескались копыта, подковывают их. Как видите, ветеринарный врач заботится о здоровье всех животных на наших фермах.
Так же в сельском хозяйстве есть человек, профессия которого вам знакома- «Агроном». Много хлопот и забот у агронома: он отвечает за все фермы в хозяйстве, заботится о кормах и их достатке на фермы. Ему надо подумать о витаминах и добавках в корм каждому животному, рассчитать, сколько килограммов муки, свёклы, силоса, сена и других кормов надо каждой бурёнке, телёнку. А на следующий год позаботиться, чтобы животные всегда получали зелёные корма, свежие и сочные, побольше заготовить силоса на зиму, побеспокоиться о новых машинах и тракторах для уборки коровников и для подвоза кормов.
Ну вот, дети, сегодня вы узнали о новых профессиях людей, которые работают в животноводстве. Кто назовёт их? (Ответы детей.) А кто из вас хочет быть ветеринарным врачом, агрономом, животноводом? (Дети отвечают, а воспитатель предлагает им обосновать свои ответы.)
Молодцы, ребята! Видно, что вы любите свой родной край, свою деревню. И я верю, что вы будете хорошо учиться, а после школы, став взрослыми, выберете по душе любимую профессию. Чтобы трудиться, интересно жить и своим трудом продолжать славные традиции старших поколений.

 

 

Тема: «Труд  доярки»

Цель: Познакомить детей с трудом доярки (оператор машинного доения), пастуха. 

Задачи:  Уточнить и закрепить знания детей о  домашних  животных села,  их назначении и пользе для человека. Формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни. Вызвать интерес к профессиям на селе.

 Воспитывать у детей  умение  слушать друг друга,  поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Продолжать учить детей согласовывать речь с движениями, развивать диалогическую речь ребёнка.

Развивать двигательную активность детей в подвижных и малоподвижных  играх.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с домашними животными, отгадывание загадок о домашних животных,  беседа по картине «Корова с теленком», стихотворение «Телята» З. Александровой, «Кружка молока» Л.Воронковой.

Материал : иллюстрации с изображением домашних животных, их детёнышей, иллюстрации с сюжетом по уходу за домашними животными, иллюстрации со временами года,  кипяченое молоко, стаканчики (одноразовые).

Ход занятия:

 Воспитатель загадывает загадку:

                                        Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молоко дает (корова)

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто же это? (Корова)

- Как, одним словом можно назвать это животное? (Домашнее).

- Как зовут детенышей коровы?

- Как вы думаете, почему их так называют домашние?

- Кто ухаживает за коровами? Доят их? Кормят? Чистят за ними?

Дети присаживаются на стулья перед  иллюстрациями с сюжетом по уходу за домашними животными.

- Для чего человеку корова? (Она даёт мясо и молоко).

-Скажите, пожалуйста, а сколько коров может держать хозяин? (много или мало?)

- У кого есть дома коровы с телятами?

- Как вы помогаете ухаживать за животными своим родителям?

- Ребята сегодня я вам расскажу, где очень много коров и телят? Может  кто то догадывается? ( ответы детей)

- На ферме. Там за коровами ухаживают доярки. Коров очень много, а как называют много коров?  (Стадо).

-  Весной, летом и осенью коров пасет на пастбище пастух, он прогоняет их рано утром, когда вы еще спите, и пригоняет на ферму вечером и целый день они едят  …кто мне подскажет? (траву)

Раным рано по утру
Раным рано по утру
Пастушок туру ру-ру,
А коровки в лад ему

Затянули му-му-му.
Ты, Буренушка, ступай,
В чистом поле погуляй.
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком

П/игра « Море волнуется»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три

Профессию изобрази.

- Кто из вас знает клички коровушек и теляток?  (дети называют).

- А как вы думаете, кто же доит коров на молочной ферме? (доярки).

- У каждой доярки свои коровы, у них у всех есть клички «Буренка», «Зорька», «Рыжуха», «Пеструшка». Доярки называют их ласково, как вы думаете почему?

- Животные тоже любят заботу и ласку.

- Доярки  надевают белые халаты, косынки и резиновые сапоги, это специальная одежда. А что дают коровы, когда их доят? (молоко).

- В любое время года коров доит доярка. Затем шофёр на машине везёт молоко на молочный завод, где из него делают разные продукты.

- Какие молочные продукты, ребята, вы знаете? (Творог, сметану, кефир, йогурт, сыр, масло ...)

- А можно ли чем - то заменить корову?

- Есть ли машина, которая производит молоко ? Нет, поэтому, чтобы накормить всех  этими продуктами, нужно очень большое количество коров.

- Для того, чтобы домашние животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать. Но как? Давайте вспомним.

 - Во - первых, кормить.

- Как это делают летом?

Летом это сделать проще. Коров пасут на лугу.

- Кто это делает? (Пастух).

- Кто из домашних животных ему помогает? (Собака).

- Какое время года наступает после лета? (Осень).

- А после осени? (Зима).

Травы нет. Снег. Чем же питаться домашним животным? Дикие животные к зиме готовятся сами. Сами запасают себе пищу и укрепляют своё жилище.

Домашние животные этого сделать не могут.

- Кто заботится о них? (Люди).

- Как? Люди летом косят и сушат траву на зиму, заготавливают сено.

Дети встают в круг для малоподвижной игры «Потрудились -отдохнем».

Движения выполняются в соответствии с текстом.

Физминутка:

Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!

- Входит доярка с ведром. (младший воспитатель). Дети вы узнали меня? Кто я? Правильно доярка. Меня зовут Нина Игнатовна, я работаю на молочной ферме, у нас очень много коров. Как вы думаете, что у меня в ведре? (молоко),

- Какого цвета оно? (белого) Правильно! Я сейчас буду всех угощать молочком, вы все любите  пить молоко? Оно очень полезное и в нем много витаминов (наливает всем детям в стаканчики молоко).

- Ребята я вижу, что у вас есть своя игрушечная ферма. Вы теперь можете играть в игру: ухаживать за коровками, доить и кормить их. А летом я всех приглашаю на экскурсию к нам на молочную ферму. До свидания! (уходит).

Рефлексия:

- Дети что нового вы сегодня узнали? Что запомнилось и понравилось вам?

- Ответы детей.

 

 

Тема: «Знакомство с профессией ветеринар»

 

Цель: Формировать у детей представления о труде врача для животных (ветеринара),  вызвать интерес к профессии расширять кругозор детей,

Задачи: Развивать внимание,  активизировать словарь. Воспитывать у детей любовь к животным, желание им помочь. Учить детей отображать в игре знания об окружающем. Показать детям значение ветеринарной медицины для домашних питомцев.

Предварительная работа:

Чтение сказки  К.И. Чуковского « Доктор Айболит», Э.Успенский «Играли в больницу», Н.Носов «Дружок», рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов. Беседы: «Кто такой ветеринар». «Как стать ветеринаром», «Если котенок заболел», «Полечим больную собачку», «Уход за больным».

Оборудование: Мультимедийная установка, презентация – слайд шоу на тему « Профессия ветеринар», Разные предметы ,оборудование для с\р игры«Больница для животных»

Ход:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня придет гость, а кто он, вы мне скажите, отгадав загадку:

Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

Перевязывает ранки

Африканской обезьянке.

И любой нам подтвердит:

Это  доктор? (Айболит)

Входит Айболит в белом халате.

Айболит: Здравствуйте, ребята. Вот проходил мимо и решил зайти к вам в гости, узнать, не нужна ли здесь моя помощь.

Воспитатель: Мы все с вами читали сказку К.И. Чуковского «Айболит», а кто помнит, кого лечил доктор?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, зверей.

Айболит: Да, ребята, я очень люблю животных и поэтому решил стать не человеческим врачом, а доктором для зверей.

Воспитатель: А кто-нибудь знает, как называется врач, который лечит зверей?

Ветеринар.

Айболит: Правильно, моя профессия называется ветеринар. Домашние животные не могут, как дикие, сами заботиться о своем здоровье. Поэтому им помогает ветеринар. Если у тебя дома есть кошка или собака, ты не раз, наверное, обращался к ветеринару.

Воспитатель: клиника, где лечат животных, называется ветеринарная лечебница.

1 слайд

Айболит: Ветеринар не только лечит заболевших домашних питомцев, он делает им различные профилактические прививки, чистит им уши, подстригает когти – в общем, следит, хорошо ли содержится ваше домашнее животное, достаточно ли оно двигается, какой у него аппетит.

2-7слайд

Воспитатель: Но если ваша кошка или собака заболела, ветеринары, как и обычные врачи, осматривают вашего пушистого друга, дают ему лекарство, а в тяжелых  случаях проводят хирургические операции.

Айболит: Ребята, а вы любите животных? Хотите стать ветеринарами?

Дети: да

Айболит: Сейчас я проверю, как вы готовы к работе. Давайте поиграем в игру «Что нужно ветеринару?» На столе лежат различные предметы, вам нужно выбрать только те, которые, на ваш взгляд, могут пригодиться при лечении животных.

Молодцы! Никто не ошибся!

Воспитатель: Дети, ветеринар или по-другому можно сказать ветврач может вылечить и маленькую рыбку, и громадного медведя. Ему необходимо много знать и уметь. Но самое главное – ветеринарный врач должен быть очень добрым и должен любить животных.

Айболит: Ребята, теперь вы знаете, в чем заключается моя работа. Если вы помните, я зашел к вам предложить свою помощь в лечении больных животных. Несите скорее своих питомце

5 февраля 2016 в 04:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.